Медсестры, отдавшие молодость войне

Жестокая война, которой мы не видели, В нас живет – у каждого в душе. Вспомним тех, кто погибли и кто выжили - Медсестер, отдавших молодость войне. С.В. Иноземцева

Время неумолимо, не остановить его и не удержать – 74-ю годовщину Великой Победы мы праздновали в этом году. И только память хранит то, что забыть нельзя никогда...Вы только задумайтесь над тем, какое это счастье – жить под мирным небом! И тем больше щемит сердце, что многие воины, подарившие нам этот мир, не дожили до этого светлого дня, а здоровье живых... на грани.

Что же нам для них, оставшихся живых, сделать, какие слова им сказать, как приветить и обогреть? Я сама внучка фронтовика, участника Сталинградской битвы, все это во мне - в моих мыслях и сердце. Трудно переоценить еще имеющуюся у современных детей возможность узнать правду о Великой Отечественной войне от ее непосредственных участников.

Давайте вспомним...22 июня 1941 года. Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой... Со старых пожелтевших фотографий на нас смотрят лица юных красавиц-медсестер. Время запечатлело тот момент времени, когда им едва исполнилось 18-20 лет. Они полны сил и здоровья, с оптимизмом смотрят в будущее, мечтают о счастье и любви. Конечно, ворвавшаяся в их жизнь война наложит свой суровый отпечаток на каждую из них. Но на то она и молодость, чтобы преодолевать любые преграды.

В июне сорок первого в Макеевской фельдшерско-акушерской школе Донецкой (Сталинской) области, где училась Фрося, вовсю шли государственные экзамены. А на следующий день после начала войны вся группа семнадцатилетних ребят пришла в военкомат проситься на фронт. Тогда Фрося, готовясь идти воевать, как Ярославна, отрезала свои роскошные косы, приводившие в восхищение всех парней в училище. Однако юных фельдшеров отправили доучиваться, отодвинув для них войну на несколько месяцев.

Фронт. В годы войны он для каждого был свой: для одних – в окопе с винтовкой в руках, для других – на заводе у станка, для третьих – в поле.

Линия фронта для Ефросиньи Григорьевны Осиповой, старшины медицинской службы, началась с Донбасса. Отступали с боями до Сталинграда. 

 РАЗГРОМ гитлеровцев под Сталинградом - славная дата в истории нашего Отечества. Машина вермахта захлебнулась на Волге. Но за победу наши войска заплатили высокую цену.

Средняя продолжительность жизни в боевых условиях у командира взвода была три дня, командира роты - семь дней, командира батальона - одиннадцать, полка - двадцать дней.

Нескончаемым конвейером шли раненые. Иногда в сутки хирургическое отделение 57-го медико-санитарного батальона 96-й стрелковой дивизии, где служила Ефросинья Григорьевна в должности операционной сестры, принимало около пятисот человек. Ей довелось повидать немыслимое количество беспомощных мужчин, для которых она становилась единственной зацепкой в борьбе за жизнь.

В снегу и грязи, на волос от смерти,

Облитая потом и кровью солдат-

Она и была той сестрой милосердья,

О ком так слащаво подчас говорят.

Она побывала под Сталинградом.

А это значит – побывала в аду!

Кусок хлеба и сон – две высших награды,

Ни поесть, ни прилечь – все на бегу.

Там рядом рвались снаряды и мины,

Везде только стоны и раны, и гной…

Но она осталась чиста и невинна,

С душою, не тронутой страшной войной.

И каждый раз Фрося горько плакала, когда на ее руках умирал солдат. "Сестричка, помоги...", - еще долго будет слышаться ей в послевоенные годы...

Медсанбат отступал и шел вперед вместе с войсками, медиков на раненых просто не хватало и Фросе приходилось выполнять любую работу - от санитарки до хирургической сестры, а порой и заменять врача. Ефросинья Григорьевна вспоминает: «Тяжело, конечно, было нам, девчонкам-операционным сестрам, увидеть сразу столько крови, столько боли. Сказать, что не было страшно, будет неправдой. Работали под обстрелами, бомбежками, минометным огнем. Выживали порой чудом. Ведь у операционного стола можно только стоять, пригнуться нельзя. Санитарки еще могли лечь на пол при сильном обстреле, мы – нет. Хирург оперирует, и сестра должна быстро подавать ему инструменты. Работало по два-четыре хирурга одновременно, и нам приходилось одновременно помогать двум хирургам, участвуя сразу в двух разных серьезных операциях. На одном столе, может, ампутация происходит, на другом – полосная (в живот) или черепная операция. Но мы были молодыми, смышлеными и быстро приобретали опыт и умение. Соблюдали порядок, стерильность, все как положено. Благодаря самоотверженности врачей семьдесят процентов раненых нашей армии возвращались в строй. Медики делали для этого все возможное и невозможное. Женщинам на войне тяжело вдвойне. Во всех отношениях, и в бытовом, и в отсутствии мужской силы, приходилось и тяжести таскать, и в одиночку переворачивать раненых. Мы же были юные девочки, ну откуда сила бралась, сейчас и не понять.

Но знаете, даже голод не так мучил, как отсутствие сна, Использовали каждую возможность, чуть тебя освободят, так только и думаешь: где прилечь. В этот момент ни пить, ни есть не хотелось, потому что не знаешь, что в следующую минуту будет. Может, столько раненых привезут, что некому и сменить тебя будет». Ефросинья Григорьевна называет этот период «временем гангрен», потому что диагноз «гангрена» в то время был равносилен смертному приговору. И только когда в сорок третьем году начали применять пенициллин, смертельных случаев стало меньше. Профессионал своего дела с шестидесятилетним стажем, она даже военные будни оценивает с точки зрения медицины. У нее были необыкновенно чуткие, умелые руки, укол в вену могла сделать ночью, на ощупь, без света!

Ефросинья Григорьевна три раза была в окружении и каждый раз выбиралась к своему медсанбату. Фронтовая дорога вела через Курскую дугу, Украину, к Польше. Но в конце сорок четвертого машина с ранеными, которых она сопровождала, подорвалась на мине. Старшина медслужбы Е.Г.Осипова получила контузию и была комиссована.

Ефросинья Григорьевна очень хотела стать врачом. И хотя последствия контузии не дали осуществиться мечте, людям она продолжала служить. Ведь главное - это человек, который лечит и оказывает медицинскую помощь. Так было и на войне, и в послевоенную разруху - когда не хватало лекарств и возможностей, лечили словом, о чем ветераны говорят без иронии. Долгое время работала фельдшером в Сибири. Через непроходимую тайгу, в метель, на санях добиралась на хутор, чтобы принять роды. И не меньше мамочки радовалась здоровому младенцу.

В 1964 году переехала в г. Куйбышев, работала медсестрой физкабинета в областной клинической больнице на ул.Л. Толстого. Через 2 года ее перевели на должность главной медсестры этой больницы. На этом посту она проработала 34 года. Уже будучи на пенсии, работала в СОККД, в экономической группе - сдавала годовые отчеты в облздравотдел, учила молодежь работе на компьютере, работала в кабинете УЗИ.

Очень скромный человек, самарчанка Осипова Е.Г., редко бывает на общественных мероприятиях, где чествуют участников войны. Годы берут свое, все меньше остается знакомых, увидеть которых - радость. Она все меньше передвигается по городу, да и круг ее общения сегодня тоже ограничен. Последняя встреча с сослуживцами была в 1998 году на Мамаевом кургане.

С октября 2003 года живет в доме Ветеранов на проспекте Кирова, в отдельной просторной комнате со всеми удобствами.

Теперь, несмотря на ее оптимизм и удивительно молодой голос, Ефросинья Григорьевна предпочитает отмечать праздники в кругу семьи (надо отметить, что у нее уже шесть правнуков и праправнучка, которую в честь Победы назвали Викторией!). И о своем участии в Великой Отечественной войне говорит не очень охотно, что, никаких подвигов не совершала, только работала, вот и вся заслуга.

Она права лишь отчасти. Потому что на самом деле ее работа в те годы была наполнена великим смыслом: сохранить для страны как можно больше воинов-защитников. Тогда ангелами во плоти чаще всего становились такие, как она, девушки-медсестры. Не чураясь тяжелой работы, перебарывая головокружение при виде самых страшных ран, они подбадривали раненых и больных, одним своим присутствием внушали им желание выжить, вселяли в их сердца веру в победу. Это было особенно важно в то тяжелое время.

Конечно, честь и хвала скромности. Но я не могу выполнить ее просьбу и ничего о ней не писать: мол, не стоит ее персона внимания. Еще как стоит! Потому и в СОККД, ее не забывают, а в совете ветеранов тем более.

И если учесть, что бывшей медсестре 10 июня исполнилось 96 лет, а война пришлась на самые молодые ее годы, то медаль ей уже можно давать только за прожитую достаточно долгую жизнь, несмотря на войну и все другие передряги, в том числе и перестройку. Горько, что с каждым годом все меньше остается участников Великой Отечественной войны. Ведь благодаря им, сегодня мы живем, радуемся мирному небу над головой, растим детей и внуков, строим планы и добиваемся их осуществления. Поэтому и хочется, чтобы они жили подольше!

Как суровая память о войне на ее праздничном пиджаке, светятся боевые награды: орден Отечественной войны второй степени, Орден Жукова, медали «За победу над Германией», медаль «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги» и трудовые награды: две медали «За доблестный труд», медаль «Ветеран труда» и значок «Отличник Здравоохранения».

И мы должны не только сегодня гордиться нашими замечательными сотрудниками, но и завтра. Чтобы их помнили наши дети, внуки и правнуки!

Вот такие они, бывшие медсестры. Я рассказала только об одной из них. Но если вспомнить о других медицинских работниках тех военных лет, между ними найдется много общего. Незабвенные труженицы госпиталей…они были такими молодыми, такими хрупкими, но смогли, выстояли, их не сломили трудности. Медсестры военных лет… Все они испытали тяготы войны, отдали свою молодость Родине и трудную свою жизнь прожили не зря. Низкий им за это поклон!

Они не будут просить о пощаде и охать.

Их на прочность не раз проверяла судьба.

Они были детьми жестокой эпохи,

По их душам огнем прокатилась война.

И все они – простые и смертные,

Но железной была в них воля с мечтой.

Мы их внуки – мы их бессмертие.

Они отдали нам частицу веры святой.

Сохранить ее надо, для потомков, навечно –

Эта вера спасала во все времена.

Берегите Россию – не будьте беспечны!

Наши деды за Родину отдавали сердца!

 4.jpg

Самара 2019

Автор: Иноземцева С.В., старшая медицинская сестра диспансерного отделения ГБУЗ Самарский областной клинический кардиологический диспансер имени В.П. Полякова

 

План проведения специальных мероприятий в рамках подготовки и проведения Парада Памятка

­­­­­­государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им.В.П. Полякова»

№ п/п

Дата, время

Место

Описание мероприятия

Участники

Ответственный (ФИО, тел.контакта)

1

14.10.2019 года

сайт ГБУЗ СОККД им.В.П. Полякова

статья с биографией Осиповой Е.Г.

ветеран ВОВ Осипова Е.Г.

Илингина Александра Александровна,

8-927-719-00-66

2

25.10.2019 года

актовый зал ГБУЗ СОККД им.В.П. Полякова

встреча с ветеранами

Осипова Е.Г.

Нечаев В.И.

Власовец Н.Я.

Волкова Светлана Леонидовна,

8-927-686-74-77

3

06.05.2020 года

актовый зал ГБУЗ СОККД им.В.П. Полякова

встреча с ветеранами

Осипова Е.Г.

Нечаев В.И.

Власовец Н.Я.

Волкова Светлана Леонидовна,

8-927-686-74-77

Авторизоваться

Архив новостей

СОККД

  • Открытие 12 мая 1976 года

    Открытие 12 мая 1976 года кардиологической больницы, позднее преобразованной в Самарский областной клинический кардиологический диспансер, было неслучайным. К тому времени в Куйбышевской области сформировалась известная на всю страну кардиологическая школа.

  • СОККД Лучшие

    Самарский областной клинический кардиологический диспансер – ведущее учреждение, возглавляющее кардиологическую службу Самарской области.

  • С успехом в будущее!!!

    Самарские кардиологи в течение последних пятнадцати лет готовили и воплощали различные программы, направленные профилактику сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), внедряли новые, прогрессивные методы их ранней диагностики, профилактики и лечения.